В последние два месяца появилась информация о целом ряде новых терминальных проектов, которые предполагается реализовать как в Северной столице, так и в Ленобласти. Участники рынка отмечают, что инвесторы, планирующие обзавестись собственными перевалочными мощностями, порой переоценивают свои возможности по привлечению грузопотоков. В связи с этим нельзя исключать того, что многие проекты останутся лишь на бумаге.
Из-за развитой транспортной инфраструктуры и близости к европейскому рынку побережье Финского залива является одним из самых выгодных в России мест для перевалки ориентированных на экспорт грузов. Наиболее привлекательными точками на побережье считаются Лужская губа, Выборгский район с портами Выборг, Высоцк и Приморск, Петербург, а также бухта Батарейная. На этих территориях целый ряд инвесторов собираются построить терминалы различной специализации.
Компания «Балтийская инициатива 'Выборг'» намерена создать в порту Высоцк рядом с уже существующими угольным и нефтяным терминалами мощности по перевалке 450 тыс. тонн метанола в год. Стоимость проекта оценивается в $25 млн, запустить его инвесторы надеются в 2008 году. ООО «Национальная лесная компания» присмотрело в поселке Усть-Луга, в том месте, где река Луга впадает в Финский залив, участок под строительство завода по производству пиломатериалов и двух причалов для перегрузки экспортной продукции. Производственные мощности рассчитаны на переработку 1 млн куб. м леса в год, стоимость проекта пока не называется, но оценивается отраслевыми экспертами в $200 млн. Помимо этого, финская судоходная компания и одновременно терминальный оператор Containerships Oy заявила о своей заинтересованности в строительстве порта в Приморске для перевалки сначала 500 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера), а затем и 2 млн TEU в год. Петербургская нефтяная компания, располагающая в Приморске земельным участком, также имеет планы по возведению там многофункционального порта для перевалки нефтепродуктов, контейнеров и прочих видов грузов.
Однако самыми популярными среди отраслевых инвесторов стали автомобильные терминалы. Проектов по их созданию насчитывается целых три, это больше, чем контейнерных, хотя в настоящий момент во всем мире именно контейнеры являются самым распространенным грузом. Так, группа физических лиц, имеющая, как утверждают источники Ъ, неплохие связи в Федеральной таможенной службе, намерена обустроить мощности для пропуска 250 тыс. машин в год в деревне Вистино. Ориентировочно терминал, который, кстати, не требует масштабных инвестиций и вполне способен уложиться в приемлемую даже для частников сумму $10 млн, может быть запущен уже в 2007 году. У ОАО «Компания 'Усть-Луга'», строящего одноименный порт южнее Вистина, схожие планы. Другая компания -- «Осло Марин» -- уже достраивает свой терминал на территории Большого порта Петербурга и собирается переваливать до 60 тыс. машин в год.
Экспертов не удивляет активность инвесторов. Елена Исупова, проектный менеджер компании МЕТ, агента линии K-Line и паромной линии Kess, говорит, что «по прогнозам специалистов, к 2014 году объем импорта новых иномарок возрастет более чем в два раза». Представитель порта Гамбург в России Дмитрий Васильев отмечает как общий рост мировой торговли, так и быструю реакцию девелоперов на инициативы государства: «Отдельные компании, возможно, рассчитывают на федеральную поддержку при обустройстве инфраструктуры» (см. комментарий). Отметим, что в развитых странах именно государство берет на себя строительство железных дорог к терминалам, дноуглубительные работы и т. д. В России федеральные власти долгое время самоустранялись от решения подобных проблем, что сдерживало развитие портового бизнеса. Однако после знакового визита в порт Усть-Луга президента Владимира Путина стало ясно, что государство повернулось лицом к портовикам. Что, по всей видимости, и вызвало столь бурный интерес к Финскому заливу. «Ажиотаж вокруг терминалов вызван тем, что появилась возможность получить деньги из инвестиционного фонда страны, выстроить логистику для себя и стать игроком на стивидорном рынке», -- говорит директор проектов агентства Sea News Алексей Безбородов. «После обустройства инфраструктуры и разработки проекта его можно будет продать заинтересованным структурам», -- отмечает господин Васильев.
Вместе с тем эксперты считают, что далеко не все инвестиционные идеи хорошо продуманы. Так, Дмитрий Васильев сомневается в успехах контейнерного терминала в Приморске и отмечает риски, связанные с экспортом биотоплива. Господин Безбородов считает, что «метанол не пропустят по соображениям безопасности и экологии». Кроме того, в отрасли наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров. «Найти диспетчера или тальмана -- даже на ставку в $1 тыс. -- инвесторам будет сложно», -- указывают в Sea News.
К тому же аналитики отмечают, что среди портов Северо-Запада у государства уже появился явный фаворит. Это порт в Усть-Луге, на который из федерального бюджета выделено несколько миллиардов рублей. Во многом именно благодаря симпатиям чиновников к Усть-Луге в свое время был фактически заморожен другой амбициозный портовый проект -- в районе Вистино, где планировалось построить целую серию терминалов с ежегодным общим грузооборотом 100 млн тонн, а это больше, чем, например, переваливается в порту Петербурга. Однако федеральные чиновники отказались согласовывать строительство железной дороги к Вистину, без которой функционирование порта невозможно.
«Каждый инвестор может сам выбирать, как ему наиболее эффективно потратить деньги, но при этом разумно было бы увязывать свои проекты с общей государственной политикой. Например, в настоящий момент государство выделяет деньги на строительство порта в Усть-Луге, а это довольно значительные средства. И разумеется, государство дает сигнал инвесторам, что оно готово развивать этот порт, обеспечить его нужной инфраструктурой, то есть создать благоприятные условия для строительства терминалов. При этом инвесторам надо иметь в виду, что вряд ли государство будет вкладываться в дорогостоящий проект, дублирующий тот, по которому уже идет эффективная работа и от реализации которого государство получает значительные дивиденды», -- считает председатель совета директоров ОАО «Компания 'Усть-Луга'» Валерий Израйлит
КоммерсантЪ